Развивающие логопедические игры - это одна из основ работы специалиста, важный инструмент в занятиях с детьми, у которых наблюдаются проблемы с речью. Они помогают развить речевой аппарат, улучшить произношение звуков, расширить словарный запас. Такие игры направлены на развитие дыхательных способностей и фонематического слуха, что способствует формированию правильной речи ребенка.
Игровая деятельность - ведущая в жизни детей. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Занятия в такой форме увеличивают интерес, создают мотивацию, и, как следствие, улучшают результаты работы с логопедом.
Логопедические игры для детей могут быть самыми разными: словесными, предметными, настольными, сюжетно-ролевыми.
Отличительные особенности:
- всегда имеют правила;
- необходимо соблюдение определенных условий и дидактических задач;
- в завершение занятия ребёнок или группа детей всегда получают поощрение, какой-то приз, награду.
Малышам нравятся такие игры, и они приносят ощутимую пользу, при условии, что соответствуют уровню развития и подготовки ребенка.
Виды логопедических игр
- Подготовительные - необходимы для подготовки органов речи и слуха к восприятию правильного звука и к его правильному произношению. Это игры на развитие слуха, дыхания и голоса.
- Для формирования правильного звукопроизношения - они основываются на методе подражания. Малыши с радостью повторяют, как жужжит пчела, гудит поезд и рычит лет.
- Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков. Для этого используются различные карточки, домино и другие дидактические пособия.
- Для социализации ребенка в обществе - они помогают детям научиться слушать других, выражать свои мысли и чувства, а также улучшать свои навыки общения в целом.
Примеры логопедических игр
Для постановки дыхания
Правильное речевое дыхание играет важную роль в формировании речи малыша. В постановке дыхания очень полезны специальные тренажеры. С их помощью ребенок учится делать плавные вдохи и выдохи.
Детям нравятся тренажеры из фетра. Они яркие, приятные на ощупь и выполнены в виде знакомых персонажей - животных, насекомых, машинок и т.д. Эти фигурки закреплены веревочкой на деревянном основании. Когда ребенок дует на игрушку, персонаж раскачивается - самолет “летит”, мишка “качается на качелях” и т.д. Такие занятия помогают малышу научиться делать короткий вдохи и длинные выдохи - как раз то, что нужно для правильной речи.
Также для этого полезны обычные свечи. Зажгите одну или сразу несколько, и попросите ребенка задуть их. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. Для большего интереса малыша свечи можно приобрести разноцветные, в виде животных, кукол или транспорта. Чтобы разнообразить игру, предложите ребенку задуть сначала свечу определенного цвета, размера или формы, а затем - другого.
Для формирования правильного произношения
Дети любят изображать животных, играть в водителя автобуса или готовить игрушечную еду. Все это можно использовать в логопедических целях. Подражание различным звукам окружающей среды - отличная тренировка дикции. Как кричат гуси? А ревет мотор? А как шипит масло на сковороде? Для всех этих упражнений не нужно особое оборудование или дидактические материалы. В любую сюжетно-ролевую игру можно вписать логопедические элементы.
Закрепление и автоматизация звуков
Для того чтобы закрепить тот или иной звук, отлично подойдет такая игра, как теневое лото. Набор состоит из 9 карточек с изображением предметов, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Также есть основание, где нарисована их тень. Ребенку нужно назвать, что нарисовано на картинке и найти для нее правильный “домик”.
Игра может быть и обратной - покажите малышу тень и попросите найти подходящую карточку и назовите предмет.
Кроме того, для автоматизации звуков можно использовать обычные наборы карточек или фигурок по той или иной теме. Детям нужно найти как можно больше картинок (игрушек), начинающихся на заданную букву. Можно устроить соревнование на время, это будет дополнительным стимулом для детей.
Развитие социально-коммуникативных навыков
Пример такой развивающей игры для детей - “Отгадай, кто говорит”.
Все играющие, кроме одного, образуют круг. Водящий становится в центр. Дети идут по кругу вправо, влево. Один из детей произносит стихотворение:
Вот построили мы круг,
Повернемся разом вдруг.
А как скажем: «Скок, скок, скок!»
Отгадай, чей голосок?
После этого водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал слова. Если угадывает правильно, то тот, кто говорил, становится водящим. Эта игра, помимо развития слуховых навыков, помогает устанавливать дружеские связи в детском коллективе и создает позитивную атмосферу.