Игры с палочками Кюизенера: схемы и рекомендации

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал собственную методику для развития математических способностей детей в возрасте от 3 до 7 лет. Она широко используется в детских садах и развивающих центрах. В домашних условиях родители тоже с легкостью могут заниматься со своими детьми.

Дидактический материал для палочек Кюизенера — это многофункциональное пособие, которое через визуальные образы помогает объяснить ребенку базовые математические понятия, сформировать понятие числовой последовательности, активизировать познавательный интерес и привить любовь к математике.

С помощью счетных палочек дети легко и с удовольствием получают такие навыки:

  • знакомство с числами;
  • освоение счета;
  • обучение основам геометрии;
  • решение простейших арифметических действий;
  • умение сравнивать предметы по цвету, величине и форме;
  • тренировка памяти;
  • развитие мелкой моторики.

Классический набор палочек Кюизенера для дошкольников состоит из 241 счетной палочки четырех разных цветов и их оттенков. Чаще всего они изготовлены из дерева, но встречаются и пластиковые варианты. Имеют длину от 1 до 10 см.

Палочки одинаковой длины окрашены в одинаковый цвет. Объединенные общим оттенком группы образуют «семейства». Каждое из них отображает кратность чисел. Например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т.д.

Для малышей разработаны упрощенные варианты, которые состоят из 144 и 119 палочек. Однако рекомендуется приобретать все-таки полный набор, так как он дает больше возможностей для обучения и творчества.

Основные задачи методики Кюизенера:

  • познакомить детей с такими основными понятиями как величина, длина, высота и ширина,
  • научить сравнивать предметы,
  • объяснить последовательностью чисел натурального ряда, прямой и обратный счет,
  • помочь овладеть базовыми арифметическими действиями — сложением и вычитанием.

Игры с палочками Кюизенера

Для занятий со счетными палочками существует множество вариантов игр. Их можно разделить на несколько групп:

  • Ознакомление. Дети в возрасте 1-1.5 лет используют палочки в качестве строительного материала — сооружают башенки, дороги. Даже такие элементарные занятия несут большую пользу для ребенка: развивается образное мышление, стимулируется работа пальчиков, тренируется усидчивость. Малышам 2-3 лет предложите простые задания: найди палочку, как у мамы; покажи самую короткую и самую длинную палочку и т.д. Такие занятия полезны для развития логического мышления ребенка.
  • Изучение цвета. Например, выбери все синие палочки и все красные; найди палочку не желтую и не зеленую. Улучшается цветовое восприятие, ребенок учится выделять часть из целого.
  • Измерение. Это более сложный уровень, рекомендуется для детей старше 3х лет. Примеры заданий: найти палочку длиннее красной, но короче синей; измерить с помощью палочки длину стола; составить из нескольких коротких палочек такую же по длине, как оранжевая и т.д. Решая такие задачи, ребенок получает представление о составе числа, понятиях длины, учится сравнивать предметы и делать выводы.
  • Построение. Эта группа игр особенно нравится деткам 3-5 лет. Для них понадобятся шаблоны со схемами. Попросите ребенка построить предмет, изображенный на картинке, с помощью палочек. Схемы можно распечатать или приобрести готовые альбомы с заданиями.

Примерные схемы для занятий с палочками Кюизенера

Занятия со схемами учат ребенка соотносить информацию, сравнивать и анализировать визуальные образы и свои действия. Также во время игры можно изучать такие понятия, как “верх-низ”, “право-лево”. Например, рыбка (рис.1) плывет вверх или вниз? А утенок (рис.2) смотрит вправо или влево?

 

В альбомах вы можете встретить шаблоны со стихами и загадками. Они дополняют процесс обучения, дополнительно стимулируя речевое развитие ребенка.

Помимо плоскостного построения, с помощью палочек можно строить и объемные предметы — колодцы, домики, гнезда.

 

Как мы видим, палочки Кюизенера — универсальный дидактический материал, который можно использовать не только для обучения основам математики, но и для развития интеллектуального и творческого потенциала детей в целом. С ними могут эффективно и продуктивно заниматься дети любого возраста, и делать это с удовольствием.