Дидактические (обучающие) игры: виды, методики и примеры

Учёба в классическом её понимании малоэффективна для детей до 7-8 лет. Малыши не воспринимают информацию, если она подаётся в виде стандартных уроков и не очень увлекательных занятий.

Это происходит из-за того, что ведущая деятельность у детей — игровая, а не учебная. Игра даёт огромные возможности для развития, образования и воспитания, оказывает большое значение на формирование личности ребёнка. Даже младшим школьникам полезно чередовать обучение и игры. Это позволяет им лучше понимать, усваивать и запоминать новые знания.

Но и малышей 2-5 лет нужно учить. Для этого опытными педагогами были разработаны специальные дидактические игры. Они основаны на педагогических методиках и направлены на постепенное включение ребёнка в учебную деятельность.

Такие занятия сочетают в себе развлекательные и обучающие элементы. Информация подаётся в ненавязчивой увлекательной форме и подкрепляется наглядными образами. Через методические игры ребёнок получает разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира, профессиях, общественной жизни и т.д.

От обычных развлекательных, дидактические игры отличаются тем, что имеют четкую структуру, состоящую из:

  1. Задача. Она определяется в зависимости от возраста детей и уровня их развития.
  2. Игровое действие. Это основа занятий.
  3. Правила. Неотъемлемая часть таких игр. Они позволяют управлять процессом и поведением детей.

Выделяют три вида обучающих игр:

  • с предметами,
  • настольно-печатные,
  • словесные.

Предметные

Включают в себя занятия с игрушками, дидактическим и природным материалом, бытовыми предметами и т.д.

К ним относятся, например, логические блоки Дьенеша. Это одна из наиболее известных методических игр. Ее цель — обучение ребенка основам логики, математики и информатики. Набор состоит из 48 фигур, каждая из которых обладает рядом уникальных характеристик — цвет, форма, высота и толщина. Повторяющихся фигур нет.

Для самых маленьких деток блоки Дьенеша используются в качестве конструктора. Детям постарше предлагается решить задачи — найти лишнюю, продолжить последовательность и т.д.

Еще одна популярная предметная игра — счетные палочки Кюизенера. Их используют для изучения цифр и освоения навыков счета. В комплект входят 116 объемных палочек, которые окрашены в 10 цветов и имеют разную длину.

Занятий с ними великое множество — определить с закрытыми глазами, какая палочка длиннее, заполнить пропуск в ряду, найти две короткие палочки, которые в сумме дают одну длинную.

Самым маленьким деткам очень нравятся игрушки, созданные по методике Глена Домана. Например, книжки-шуршалки, платочки и мягкие бортики для кроватки. Они рассчитаны на малышей первого года жизни и направлены на активизацию интеллектуального потенциала ребенка.

Настольно-печатные

Различные пазлы, карточки, планшеты. В эту группу входят также знаменитые досочки Сегена и их разновидность — вкладыши Монтессори. Это деревянные карточки или дощечки, в которых вырезаны отверстия. Они могут быть сделаны в виде геометрических фигур или каких-либо предметов — животных, машин, овощей и фруктов и т.д.

Ребёнку нужно подобрать для каждого отверстия подходящую по размеру и форме фигурку. В некоторых вариантах необходимо также учитывать цвет. С помощью этих пособий развивается логическое и пространственное мышление ребенка, он изучает цвета и формы, учится соотносить и анализировать информацию.

Словесные

Предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Процесс решения задач в этих занятиях происходит только мыслительно, без опоры на наглядные предметы. Яркий пример словесных игр — загадки. Также к этой группе относятся ребусы, “сломанный телефон”, различные угадайки и т.д. Подобные игры увеличивают словарный запас ребёнка, учат его быстро думать и принимать решение.

Польза методических игр

Дидактические игры пробуждают в детях любознательность и наблюдательность. Они учат детей самостоятельно рассуждать, делать выводы и находить решения, а также применять полученные знания в различных ситуациях.

В зависимости от вида, такие занятия позволяют развить и улучшить те или иные умения и навыки, которые пригодятся ребенку на протяжении всей жизни:

  • логическое, пространственное и образное мышление;
  • воображение и фантазию, творческие способности и креативность;
  • умение сравнивать и анализировать, выделять общий признак и находить различия;
  • концентрацию внимания, усидчивость, способность долго заниматься одним делом, быть собранным и сконцентрированным.

Кроме того, методические игры постепенно приучают ребенка к процессу обучения, и в школе он будет готов получать и воспринимать новые знания.