Чем полезны пазлы для развития ребенка

На протяжении многих лет пазлы остаются одной из наиболее популярных игр у детей всех возрастов. Собирание пазлов – не только приятный и увлекательный процесс, это занятие также очень полезно для развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка.

Как пазлы влияют на детей?

1. Логическое мышление

Для того чтобы составить картину из разрозненных деталей, ребёнку необходимо проанализировать целый ряд данных:

  • размер каждого элемента;
  • его форму;
  • цветовую гамму отдельных частей картины.

Всю эту информацию дети сопоставляют с тем изображением, которое должно получится в итоге. В этом процессе активно участвует логика и пространственное мышление. Ребёнок учится рассуждать, подойдут ли те или иные детали друг к другу, сравнивать их между собой и с исходной картинкой.

2. Память

Чтобы собрать пазл, нужно держать в голове изображение целиком и отдельные элементы рисунка. Ребёнок смотрит на картинку, запоминает детали и ищет их среди кусочков головоломки. Таким образом тренируется зрительная память.

3. Концентрация внимания

Складывание пазлов требует усидчивости и внимательности. Но оно так увлекательно, что даже самые непоседливые малыши будут с удовольствием заниматься на протяжении длительного времени.

4. Мелкая моторика

Собирая картинку, дети перебирают маленькие кусочки пазлов, находят нужные и вставляют их на своё место. Это своеобразная тренировка пальчиков, которая развивает мелкую моторику, что, в свою очередь, положительным образом влияет на речь малыша.

5. Навыки сортировки и классификации

Многие дети, прежде чем начать собирать головоломку, сортируют кусочки по цвету, размеру или месту в картинке (края, уголки, середина).

6. Креативность

В процессе складывания пазла нет четкого алгоритма, ребёнок сам решает, как будет добиваться результата. При этом используется и фантазия, и нестандартное мышление, и творчество.

Как выбрать пазлы для ребёнка?

Главный принцип, которым необходимо руководствоваться при выборе игрушек – это безопасность. Применительно к пазлам это означает, что чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть детали. Большие элементы ребёнок не сможет проглотить и их удобно держать в руках. Кроме того, желательно, чтобы сюжет был знаком малышу.Учиться складывать пазлы лучше всего на самых простых примерах, чтобы понять принцип этой игры. Возможно, первое время родителям нужно будет помочь малышу, направить его действия, чтобы он почувствовал уверенность в себе и в дальнейшем не боялся браться за более сложные картинки.

Пазлы по возрастам:

    • 1,5-2 года. Рекомендуются головоломки из двух-трёх деталей, сделанные по принципу разрезанной картинки. Их легче собрать, чем классические пазлы с фигурными элементами.
    • 2-3 года. Отличным выбором станут пазлы, состоящие из 4-6 кусочков. Крепления между ними должны быть простыми, чтобы малыш мог самостоятельно собрать картинку.
  • 3-4 года. В этом возрасте подойдут более сложные варианты, состоящие из 6-12 деталей. Если ребёнок легко справляется с такими пазлами, можно усложнить задачу и предложить ему головоломку с большим количеством элементов (до 20).
  • 4-6 лет. Дети уже могут собирать пазлы из 20-50 кусочков. Можно выбрать более сложный и детализированный рисунок.

Пазлы интересны не только детям, но и взрослым. Собирать головоломку всей семьёй – один из вариантов проведения совместного досуга. Это занятие очень сближают и способствует развитию тёплых и дружественных отношений в семье.